Спецификации и классификация моторных масел — расшифровка значений API, ACEA, SAE
Классификация моторных масел по API, ACEA, SAE
Правильно подобранное масло для двигателя автомобиля обеспечивает долговечность, надежность и высокие эксплуатационные характеристики силового агрегата. Для классификации моторного масла используются стандарты API, ACEA и SAE, с помощью которых можно легко подобрать смазку для различных типов двигателей. Что такое спецификации API, ACEA, SAE и как их правильно расшифровать, мы подробно рассказываем в этой статье.
На что обращать внимание при выборе моторного масла?
Маркировка моторных масел содержит информацию о характеристиках и свойствах смазочного материала. Среди основных данных:
-
Класс вязкости. В настоящее время чаще встречаются всесезонные масла, где указывается два числа после после аббревиатуры SAE, например 5W-30, 10W-40, 15W-30.
-
Тип базового масла в составе продукта: минеральное, синтетическое и на основе синтетической технологии (полусинтетическое). Минеральное масло получают путём очистки масляных дистиллятов от ароматических углеводородов, парафинов, а также серо- и азотсодержащих соединений. Синтетическое — химическим преобразованием, как правило, веществ газового и нефтяного происхождения. Такие масла обладают наилучшими вязкостно-температурными свойствами, наиболее низкой испаряемостью, а также обеспечивают наиболее оптимальные условия трения и защиты. Масла на основе синтетических технологий имеют в составе смесь минерального и синтетического базовых масел — своего рода компромисс.
-
Спецификации, допуски производителей или соответствие им. Они характеризуют требования к физико-химическим и эксплуатационным свойствам моторных масел. Для проверки соответствия проводятся испытания — лабораторные, стендовые и полевые. Если масло имеет допуск автопроизводителя или соответствует им, то оно гарантированно обладает наиболее оптимальными эксплуатационными свойствами.
Зачем нужна маркировка?
Говоря простым языком, маркировка позволяет легко подобрать масло для конкретной модели двигателя. Это может сделать даже автолюбитель с минимальными знаниями устройства автомобиля и теории смазочных материалов, поскольку может сравнить информацию на этикетке или в техническом описании продукта с требованиями к маслу, указанными в руководстве пользователя на автомобиль. Чаще всего используются международные спецификации API, ACEA и SAE — они лежат в основе спецификаций автопроизводителей Volkswagen, Mercedes-Benz, PSA и т.д.
Где искать информацию о составе масла?
Как правило, информацию о составе и характеристиках смазочных материалов указывают на этикетке или техническом описании продукта.

Классификация моторных масел по API, ACEA и SAE
Чаще всего используются такие международные спецификации, как API, ACEA и SAE.
-
API (American Petroleum Institute) — Американский институт нефти разрабатывает стандарты для различных смазочных материалов. По классу API можно понять, для какого типа двигателя подходит продукт (бензиновый или дизельный) и насколько жестким техническим требованиям отвечает смазочный материал.
-
ACEA (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles) — Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей создает стандарты и классификации для моторных масел. Благодаря ACEA можно подобрать смазочный материал для различных типов двигателей, легко определяя его уровень качества и наличие дополнительных свойств.
-
SAE (Society of Automotive Engineers) — Общество автомобильных инженеров разрабатывает стандарты, применяемые в автомобильной промышленности. В области смазочных материалов стандарты SAE позволяют классифицировать масла в зависимости от их вязкостно-температурных характеристик.
API: расшифровка обозначений моторных масел
Маркировка по API (классификация Американского института нефти) обозначается двумя буквами латинского алфавита. Первая буква по маркировке API указывает на тип двигателя: S — для бензиновых и С — для дизельных. Каждому новому поколению масел присваивается дополнительная вторая буква, например SL, SM, SN. Новая вторая буква указывает на более высокие требования к качеству смазывающей жидкости и перекрывает требования старых. Поэтому моторные масла, такие как API SN, можно использовать в двигателях, где производитель требует API SL. Самые современные классы масел в настоящий момент — это API SQ и API SP.
Обозначение по API также может содержать следующую дополнительную информацию:
-
Масла для дизельных двигателей могут содержать цифры 2 или 4 рядом с первыми двумя латинскими буквами в формате API CF-4 или API CF-2. Цифра 4 означает, что жидкость подходит для работы в четырехтактных двигателях, 2 — в двухтактных.
-
Масла для бензиновых моторов рядом с двумя латинскими буквами SP, SN Plus могут иметь маркировку RC, которая расшифровывается как Resource Conserving (Energy Conserving), указывая на наличие свойств, способствующих топливной экономичности. Требования API SP и API SP-RC, API SN Plus и API SN Plus-RC, а также API SN и API SN-RC различаются между собой.
-
Начиная с класса API SM, были введены пределы на максимальное содержание фосфора, серы и сульфатной золы, что связано с распространением ДВС с катализаторами, чувствительными к данным компонентам.
-
На рынке РФ наиболее актуальными являются спецификации API SL, API SM, API SN, API SN Plus, API SP.
Классификация моторных масел по ACEA
Ассоциация ACEA разделяет моторные масла на четыре класса:
-
Класс А — для бензиновых двигателей легковых транспортных средств.
-
Класс В — для дизельных моторов легковых автомобилей.
-
Класс С — для бензиновых и дизельных моторов, оснащенных сажевыми фильтрами. Масла этого класса отличаются пониженным содержанием сульфатной золы (SA-sulfated ash), фосфора (P), серы (S) - (Low SAPS масла).
-
Класс Е — для дизельных двигателей коммерческих автомобилей и грузовиков.
За буквой класса следует цифра, которая указывает на определенные эксплуатационные характеристики масла. Если жидкость классифицируется как ACEA A3/B4, то есть, с использованием букв двух классов одновременно, это означает, что продукт можно применять как в бензиновых, так и в дизельных двигателях.
Полнозольные масла для бензиновых и дизельных двигателей, имеющие стандартную вязкость при рабочих температурах, будут иметь маркировку ACEA A3/B4. Важно помнить, что ACEA A3/B3 — это устаревшая спецификация, которая заменяется ACEA A3/B4.
Полнозольные масла для бензиновых и дизельных двигателей с пониженной вязкостью при рабочих температурах имеют следующие маркировки:
-
ACEA A5/B5 — продукция обеспечивает дополнительную топливную экономичность двигателя;
-
ACEA A7/B7 — современный класс смазывающих материалов, действующий с 2021 г. В нем учтены дополнительные требования по защите от LSPI и износу деталей двигателя. Кроме этого, для ACEA A7/B7 ужесточены требования к тестам на склоность к образованию отложений.
Масла, имеющие индекс A3/B4, A5/B5 и A7/B7, не взаимозаменяемы! Не допускайте их смешивания.
Масла с пониженной зольностью для бензиновых и дизельных двигателей с сажевыми фильтрами (допустимо без сажевых фильтров), с каталитическими нейтрализаторами (допустимо без каталитических нейтрализаторов), со стандартной вязкостью будут иметь обозначение ACEA С3 (среднезольное) и ACEA С4 (низкозольное).
Масла с пониженной зольностью для бензиновых и дизельных двигателей с сажевыми фильтрами и без сажевых фильтров, с каталитическими нейтрализаторами и без каталитических нейтрализаторов, с пониженной вязкостью HTHS (динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига) будут иметь обозначения ACEA С2 (среднезольное, HTHS ≥ 2.9), ACEA С5 (среднезольное, 2.6 ≤ HTHS < 2.9) и ACEA C6 (среднезольное, 2.6 ≤ HTHS < 2.9, + дополнительные требования по защите от LSPI, износу ГРМ, тестам по отложениям в турбонагнетателе).
Классы ACEA C2, С3, С4, С2, С5, C6 не взаимозаменяемы!
SAE: что значит обозначение вязкости?
Классификация SAE J300 учитывает вязкостно-температурные свойства масел.
Вязкость — это способность масла оказывать сопротивление перемещению одного его слоя относительно другого. Правильно подобранный класс вязкости SAE — гарант высокого качества смазки трущихся деталей в двигателе, а также отличных пусковых свойств.
Вязкость моторного масла: как расшифровать маркировку?
Далее расскажем, как влияет вязкость на работу мотора и как правильно расшифровать маркировку вязкости, указанной на упаковке.
Влияние вязкости на работу двигателя
При работе двигателя моторное масло должно поддерживать определенный уровень вязкости, чтобы обеспечивать качественную смазку трущихся деталей. Под влиянием температуры вязкость жидкости меняется, что отражается на качестве смазывания деталей. Кроме того, применение жидкости несоответствующей вязкости затрудняет запуск мотора.
Как определить вязкость по маркировке?
Согласно классификации, моторные масла по классам вязкости делятся на две основные категории. Первая — низкотемпературные классы, которые маркируются буквой «W» (от английского «Winter»), например, «5W» или «10W». Вторая категория — высокотемпературные, которые не имеют буквенного индекса в обозначении, например, «20» или «40». Если маркировка продукта включает оба этих обозначения, как в «0W-20» или «5W-40», это означает, что масло является всесезонным и подходит для круглогодичного использования.
Выбор конкретного «зимнего» класса вязкости диктуется ожидаемой минимальной температурой, при которой будет производиться запуск двигателя, а также дополнительными конструктивными предписаниями производителя автомобиля.
Характеристики низкотемпературного класса регламентируются двумя ключевыми показателями, имитирующими работу масла в условиях холода:
-
Динамическая вязкость при холодном пуске (CCS). Этот параметр определяет максимальное значение вязкости при заданной отрицательной температуре (от -10 ⁰С до -35 ⁰С), которое все еще позволяет штатному стартеру провернуть коленчатый вал для запуска двигателя.
-
Динамическая вязкость и прокачиваемость (MRV). Этот тест устанавливает предельную вязкость масла при еще более низких температурах (от -15 ⁰С до -40 ⁰С), при которой оно способно течь по каналам системы смазки в первые моменты после старта мотора.
Ключевой принцип заключается в том, что чем меньше число перед буквой «W», тем лучшую текучесть масло сохраняет на морозе. Смазочные материалы класса «0W» гарантируют более легкий холодный старт и способствуют лучшей экономии топлива по сравнению с маслами «5W» и «10W». Кроме того, они имеют более низкую предельную температуру применения. Менее вязкое масло быстрее циркулирует по системе, достигая всех точек смазки. Например, состав «0W-30» поступит к парам трения значительно оперативнее, чем «5W-30», даже при умеренной температуре в минус 5 °C. За счет более быстрой прокачиваемости двигатель с маслом «0W-30» быстрее прогревается до рабочей температуры, потребляя при этом меньше горючего.
Высокотемпературный класс вязкости, обозначаемый числом без буквенного индекса, отвечает за поддержание достаточной вязкости масла при пиковых рабочих температурах двигателя. Увеличение этого числового значения напрямую указывает на более высокую вязкость смазочного материала в нагретом состоянии. Важно понимать, что подбор этого параметра диктуется в первую очередь конструктивными особенностями мотора и спецификациями автопроизводителя, а не температурой окружающей среды в момент эксплуатации автомобиля.
Оценка высокотемпературных свойств базируется на двух ключевых лабораторных испытаниях:
-
Кинематическая вязкость при 100 °C. Данная характеристика описывает толщину и стабильность смазочной пленки в условиях, близких к стандартным рабочим температурам.
-
Динамическая вязкость при 150 °C и высокой скорости сдвига (HTHS). Этот тест моделирует поведение масла в наиболее нагруженных зонах двигателя, оценивая его способность сохранять защитную пленку при повышенном нагреве и механических нагрузках. Кроме того, значение HTHS является индикатором топливной экономичности масла.
На современном рынке абсолютно доминируют универсальные всесезонные масла, которые эффективно сочетают в себе как низкотемпературные, так и высокотемпературные характеристики. Их маркировка представляет собой комбинацию «зимнего» и «летнего» классов, соединенных дефисом (например, SAE 5W-30). Принцип выбора такого продукта прост: первая цифра с буквой «W» подбирается исходя из климатических условий региона в зимний период, тогда как вторая цифра определяется исключительно конструкцией двигателя и предписаниями его изготовителя.
Классы вязкости масел по SAE J300
Класс пo SAE |
Вязкость низкотемпературная |
Вязкость высокотемпературная |
|||
Проворачивание |
Прокачиваемость |
Вязкость мм2/с при t = 100 °C |
Min вязкость мПа•с при t = 150 °C и скорости сдвига 106 с-1 |
||
Max вязкость мПа•с при темпрературе, °C |
Min |
Max |
|||
0 w |
6200 при -35ºС |
6000 при -40ºС |
3,8 |
- |
- |
5 W |
6600 при -30ºС |
6000 при -35ºС |
3,8 |
- |
- |
10 W |
7000 при -25ºС |
6000 при -30ºС |
4,1 |
- |
- |
15 W |
7000 при -20ºС |
6000 при -25ºС |
5,6 |
- |
- |
20 W |
9500 при -15ºС |
6000 при -20ºС |
5,6 |
- |
- |
25 W |
13000 при -10ºС |
6000 при -15ºС |
9,3 |
- |
- |
20 |
- |
- |
5,6 |
< 9,3 |
2,6 |
30 |
- |
- |
9,3 |
< 12,6 |
2,9 |
40 |
- |
- |
12,6 |
< 16,3 |
2,9 (0W-40; 5w-40;10w-40) |
40 |
- |
- |
12,6 |
< 16,3 |
3,7 (15W-40; 20W-40; 25W-40) |
50 |
- |
- |
16,3 |
< 21,9 |
3,7 |
60 |
- |
- |
21,9 |
26,1 |
3,7 |
Как правильно выбирать моторное масло по маркировке?
При выборе моторного масла автолюбителю следует обращать внимание на следующее:
-
Тип масла, который разделяется три категории: минеральные, синтетические и полусинтетические.
-
Климатические условия во время эксплуатации авто. В зависимости от температуры окружающей среды следует подбирать масло с оптимальной низкотемпературной вязкостью для обеспечения легкого пуска ДВС, используя классификацию SAE.
-
Рекомендации автопроизводителя. В технической документации к автомобилю завод-изготовитель указывает рекомендуемые спецификации.
-
Зольность масла. Дизельные двигатели, а также некоторые современные газовые двигатели, оснащенные сажевым фильтром, требуют заливку смазочного материала с пониженным уровнем зольности.
-
Срок годности. Моторное масло со временем теряет свои свойства. Важно обращать внимание на дату производства при покупке смазывающей жидкости. Гарантийный срок хранения моторных масел Teboil составляет 5 лет от даты производства, указанной на упаковке. Это относится к продуктам, хранящимся в оригинальной невскрытой таре изготовителя в условиях крытого склада/гаража, т.е. без попадания влаги, пыли на тару и существенного перепада температур.
Вывод
Популярными стандартами для классификации моторного масла являются API, ACEA и SAE. В случае заливки жидкости, которая не соответствует требованиям завода-изготовителя автомобиля, возможны такие трудности, как затрудненный пуск мотора, повышенный расход топлива и ускоренный износ деталей двигателя.
Другие новости
Teboil на выставке CTT EXPO

Дни Скорости на Льду Байкала
