Спецификации
Спецификация характеризует физико-химические и эксплуатационные свойства продукта. Чтобы проверить соответствует ли продукт требованиям той или иной спецификации, производится ряд его лабораторных, стендовых и полевых испытаний.
Рассмотрим такие международные спецификации, как:
- API (American Petroleum Institute – Американский институт нефти)
- ACEA (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles – Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей)
- ILSAC – (International Lubricant Standardization and Approval Committee – Международный Комитет по стандартизации и апробации моторных масел).
Классификация моторных масел по API
Класс масла по API обозначают двумя буквами латинского алфавита.
Система классификации API разделяет моторные масла на две группы:
S – моторное масло для бензиновых двигателей,
С – моторное масло для дизельных двигателей.
Поэтому первая буква в обозначении спецификации масла: S или С. Для каждого нового поколения масла присваивается дополнительная вторая буква. Например, SL, SM, SN. Чем выше по алфавиту находится вторая буква в обозначении, тем более жестким техническим требованиям отвечает смазочный материал. В данном случае новые спецификации перекрывают требования более старых. Поэтому моторные масла, например, API SN можно использовать в двигателях, где производитель требует API SL. На текущий момент самые современные классы: API SN Plus, API SP. Масла, соответствующие этим требованиям, защищают двигатель от эффекта LSPI. Подробнее о нем мы расскажем в следующей статье.
Дополнительная информация:
- В случае моторных масел для дизельных двигателей рядом с двумя латинскими буквами можно встретить цифру 2 или 4 в формате API CF-4 или API CF-2. Цифра «4» означает, что масло подходит для работы в четырехтактных двигателях, «2» - в двухтактных.
- Также в случае моторных масел для бензиновых двигателей рядом с двумя латинскими буквами SP, SN Plus можно встретить обозначение RC. RC расшифровывается как Resource Conserving (Energy Conserving). Требования API SP и API SP-RC, API SN Plus и API SN Plus-RC, а также API SN и API SN-RC отличаются между собой.
- Начиная с класса API SM были введены пределы на максимальное содержание фосфора, серы и сульфатной золы.
- Наиболее актуальными являются API SL, API SM, API SN, API SN Plus, API SP.
Классификация моторных масел по ACEA
Европейские автомобилестроители выделили в своей классификации моторных масел 4 класса:
• Класс А – масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей.
• Класс В – масла для дизельных двигателей легковых автомобилей
• Класс С – моторные масла с пониженной зольностью (Low-SAPS) для бензиновых и дизельных двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами и каталитическими нейтрализаторами (двигатели Euro-4 и выше). Данные масла имеют пониженное содержание сульфатной золы (может закупорить соты сажевого фильтра), фосфора и серы (могут отравлять каталитический нейтрализатор, установленный для нейтрализации кислых выхлопных газов). Помните! Если производитель двигателя требует использования малозольных масел, необходимо следовать данной рекомендации и применять Low-SAPS масла.
• Класс Е – для тяжелонагруженных дизельных двигателей (в рамках данной статьи не будет рассмотрен)
За буквой класса следует цифра, например ACEA B4. В зависимости от цифры меняются эксплуатационные требования классификаций. Так, например ACEA B4 имеет улучшенные эксплуатационные свойства в сравнении с ACEA B3.
Если масло классифицируется как ACEA A3/B4, то есть, с использованием букв двух классов одновременно, это означает, что продукт можно применять как в бензиновых, так и в дизельных двигателях.
Полнозольные масла для бензиновых и дизельных двигателей со стандартной вязкостью будут иметь следующее обозначение:
- ACEA A3/B4. Данную спецификацию можно встретить у многих автопроизводителей.
- На некоторых продуктах указывается также соответствие требованиям ACEA A3/B3. Обращаем внимание, что ACEA A3/B4 перекрывает по требованиям ACEA A3/B3. ACEA A3/B3 – устаревшая спецификация.
Полнозольные масла для бензиновых и дизельных двигателей с пониженной вязкостью будут иметь следующее обозначение:
- ACEA A5/B5 – масло, соответствующее требованиям данной спецификации, имеет повышенное свойство топливной экономичности.
- ACEA A7/B7 – новый класс ACEA, введенный 2021 г. В нем учтены дополнительные требования по защите от LSPI, износу ГРМ, тестам по отложениям в турбонагнетателе.
Обратите внимание, что спецификации A3/B4, A5/B5 и A7/B7 не взаимозаменяемы и не могут быть смешаны друг с другом.
Масла с пониженной зольностью для бензиновых и дизельных двигателей с/без сажевыми фильтрами и с/без каталитическими нейтрализаторами со стандартной вязкостью будут иметь следующее обозначение:
- ACEA С3 – среднезольное масло;
- ACEA С4 – низкозольное масло;
Масла с пониженной зольностью для бензиновых и дизельных двигателей с/без сажевыми фильтрами и с/без каталитическими нейтрализаторами с пониженной вязкостью HTHS будут иметь следующее обозначение:
- ACEA С2 – среднезольное масло;
- ACEA С5 – среднезольное масло;
- ACEA C6 - среднезольное масло, новый класс ACEA, введенный 2021 г. Введены дополнительные требования по защите от LSPI, износу ГРМ, тестам по отложениям в турбонагнетателе.
Масла ACEA С2, ACEA С5, ACEA C6 имеют повышенную топливную экономичность.
Обращаем внимание, что классы ACEA С3, С4, С2, С5, C6 – не взаимозаменяемы.
Классификация моторных масел по ILSAC
Комитет ILSAC был создан с целью ужесточения требований к моторным маслам для бензиновых двигателей. Последние классы GF-6A/B были созданы с дополнительными требованиями по защите от LSPI, по износу и отложениям, увеличения топливной экономичности. Более современные классы заменяют прошлые. Например, ILSAC GF-5 можно использовать в двигателе, где требуется масло уровня свойств ILSAC GF-4.
Дополнительная информация:
- ILSAC GF-6B характерен класс вязкости SAE J300 0W-16 и 0W-12.
- ILSAC GF-6 и API SP-RC имеют единый перечень требований к моторному маслу.
Спецификации ILSAC GF-5 являются устаревшими и не подлежат обязательной сертификации.
Спецификации автопроизводителей
Общеотраслевые стандарты могут не учитывать особенности двигателей различных производителей, поэтому существуют отдельные спецификации автопроизводителей.
Для примера выделим наиболее распространенные в рамках легкомоторного сегмента, требованиям которых соответствуют продукты Teboil:
производитель | спецификации | продукт Teboil* |
Mercedes-Benz | MB 229.71 | TEBOIL DIAMOND ECP C5 SAE 0W-20 |
MB 229.51 |
TEBOIL DIAMOND CARAT III SAE 5W-30
TEBOIL DIAMOND CARAT III SAE 0W-30 TEBOIL DIAMOND ECP C3 SAE 5W-30 |
|
MB 229.5 |
TEBOIL DIAMOND MULTI SAE 0W-40 TEBOIL DIAMOND MULTI SAE 5W-40 |
|
MB 229.3 |
TEBOIL DIAMOND SAE 5W-3 TEBOIL GOLD L SAE 5W-40 TEBOIL SILVER SN SAE 5W-40 |
|
VW Group (VW, Audi, Skoda, Seat) | VW 504.00/507.00 |
TEBOIL DIAMOND CARAT III SAE 5W-30 TEBOIL DIAMOND CARAT III SAE 0W-30 |
VW 502.00/505.00 |
TEBOIL DIAMOND MULTI SAE 5W-40 TEBOIL GOLD L SAE 5W-40 TEBOIL SILVER SN SAE 5W-40 |
|
BMW | BMW-LL-04 |
TEBOIL DIAMOND SAE 5W-30 TEBOIL DIAMOND MULTI SAE 0W-40 TEBOIL DIAMOND MULTI SAE 5W-40 |
BMW-LL-01 | ||
FORD | Ford WSS-M2C952-A1 | TEBOIL DIAMOND ECP C5 SAE 0W-20 |
Ford M2C913-A, -B, -C, -D | TEBOIL DIAMOND FS SAE 5W-30 | |
Renault | RN 0700, 0710 |
TEBOIL DIAMOND MULTI SAE 5W-40 TEBOIL GOLD L SAE 5W-30 TEBOIL SILVER SN SAE 5W-40 |
GM | GM-LL-B-025 |
TEBOIL DIAMOND SAE 5W-30 TEBOIL GOLD S SAE 5W-40 |
GM Dexos 2 | TEBOIL DIAMOND ECP C3 SAE 5W-30 | |
Chrysler | MS-11106 | TEBOIL DIAMOND ECP C3 SAE 5W-30 |
Volvo | VCC RBS0-2AE | TEBOIL DIAMOND CARAT FE SAE 0W-20 |
PSA | B71 2296 | TEBOIL GOLD L SAE 5W-40 |
B71 2294, 2300 | TEBOIL SILVER SN SAE 10W-40 | |
Fiat | 9.55535-M2 |
TEBOIL DIAMOND MULTI SAE 5W-40 TEBOIL GOLD L SAE 5W-40 TEBOIL SILVER SN SAE 5W-40 |
*- ассортимент моторных масел Teboil, соответствующих требованиям указанной спецификации, может быть шире. С полным портфелем смазочных материалов можно ознакомиться на официальном сайте teboil.ru.