Состав моторного масла
Моторные масла состоят из двух основных компонентов: базовых масел и присадок (как правило, общее массовое содержание около 80% и 20%, соответственно). Первые - определяют фундаментальные свойства товарного масла, обеспечивают основное смазывание деталей, отводят тепло от узлов трения. Присадки усиливают свойства базового масла или придают ему новые, обеспечивают защиту поверхности деталей от негативных воздействий и поддерживают свойства базового масла.
Базовые масла делятся на 5 групп по классификации API. Подробнее о каждом классе в таблице ниже.
Группа |
Индекс |
Содержание |
Технология |
Комментарии* |
|
Насыщенных соединений, |
Серы, |
||||
I | ≥ 80 и <120 |
< 90 |
> 0,03 |
Очистка растворителями |
|
II |
≥ 80 и <120 |
≥ 90 |
≤ 0,03 |
Очистка растворителями, гидрокрекинг |
|
III |
≥ 120 |
≥ 90 |
≤ 0,03 |
|
|
IV |
Полиальфаолефины |
Химический синтез ПАО |
|||
V |
Другие базовые масла, не вошедшие в группы I-IV. Обычно используются в смазочных материалах для нестандартного применения. Пример: полиалкиленгликоли (PAG), полиэфиры и др. |
* - последние два столбца не относятся к классификации API, приведены нами для ознакомления, как теоретическая информация.
Линейки Teboil Silver, Teboil Gold и Teboil Diamond произведены с использованием Gr III/III+, Gr IV базовых масел. Для производства смазочных материалов используются базовые масла произведенные и разработанные как за рубежом, так и в России.
В зависимости от группы базового масла, используемого для производства продукта, масла разделяют на:
- минеральные (в производстве используются I, II группы базовых масел)
- на основе синтетической технологии (смешение I или II и III или IV групп)
- синтетические (III, IV группы).
Отметим, что у синтетических масел ниже испаряемость и склонность к образованию отложений, меньше расход топлива благодаря созданию оптимальных условий трения и защиты, лучше вязкостно-температурные свойства, ниже вязкость в момент холодного пуска. Для современных автомобилей и тяжелых условий эксплуатации рекомендуется использовать синтетические моторные масла.
Наличие в масле синтетической базовой основы положительно влияет на вязкостно-температурные характеристики, устойчивость к окислению и интервалы замены моторного масла.
Рассмотрим различные виды присадок, используемых в моторных маслах.
Моющие присадки (детергенты) – адсорбируются на поверхности металла, предотвращая отложение продуктов окисления и полимеризации на деталях двигателя. Также они способны «отмывать» уже имеющиеся отложения от металлической поверхности. Моющие присадки также оказывают антикоррозионный эффект, нейтрализуя образующиеся в объеме масла кислоты.
Диспергирующие присадки — способствуют измельчению частиц отложений и удержанию их в объеме масла. Например, сукцинимиды и др. Заряжают частицы одинаковым знаком, что препятсвует их слипанию и коагуляции.
Антипенные присадки — препятствуют вспениванию масла и ускоряют разрушение образовавшейся пены, путем снижения поверхностного натяжения масел.
Антиокислительные — замедляют окисление масла, происходящее под действием кислорода, высоких температур и нагрузок.
Депрессорные — понижают температуру застывания масла и улучшают его текучесть при низких температурах несмотря на кристаллизацию парафинов. Депрессоры адсорбируются на поверхности частиц твердых углеводородов, препятствуя росту и коагуляции последних.
Антифрикционные — снижают коэффициент трения между деталями двигателя. Они адсорбируются на металлической поверхности, создавая дополнительный скользкий слой между ними.
Противоизносные — предотвращают изнашивание трущихся деталей двигателя. Они химически взаимодействуют с поверхностью металла, образуя защитную пленку и предотвращая таким образом контакт «металл-металл» в зонах граничного трения.
Антикоррозионные — экранируют поверхность металла от агрессивных веществ, накапливаемых в масле в процессе его эксплуатации.
Модификаторы вязкости – улучшают вязкостно-температурные свойства и повышают индекс вязкости масла. В качестве модификаторов вязкости выступают макромолекулы полимеров, которые способны изменять свою структуру в зависимости от температуры. При нагреве молекулы полимера «распрямляются», таким образом препятствуя снижению вязкости масла. При низкой температуре они компактны и практически не влияют на вязкость смазочного материала.
Напоминаем, что введение в масло дополнительных присадок способно разрушить баланс свойств продукта и негативно повлиять на его характеристики. Рецептура продукции Teboil является полностью сбалансированной, смазочные материалы Teboil соответствуют требованиям промышленных спецификаций и требованиям производителей оборудования. Мы не рекомендуем вводить в масло дополнительные компоненты!