Как проверить уровень масла в двигателе: простая инструкция
Как проверить уровень и состояние моторного масла самостоятельно?
Беспроблемная работа бензинового или дизельного двигателя автомобиля зависит, в первую очередь, от поддержания нормального уровня масла в системе. Как показывает практика, далеко не все автомобилисты знают, как правильно проверять уровень и состояние смазки в двигателе. В этой статье мы расскажем, как правильно это сделать и на что обратить внимание при проверке.
Почему важно регулярно проверять уровень масла?
Поддержание нормального уровня смазки в системе является ключевым фактором долговечной работы движка. Высокий или низкий уровень вредит «здоровью» мотора, а также снижает его эксплуатационные характеристики.
Как низкий уровень масла влияет на двигатель?
Недостаточный уровень смазки в картере приводит к повышенному износу трущихся деталей: поршневых колец, клапанов, шатунных и коренных вкладышей, распредвала и т. д. Работа в таком режиме значительно снижает ресурс мотора, а также может привести к заклиниванию силового агрегата в дороге.
Моторное масло также выполняет функцию регулирования температурного режима, отводя лишнее тепло. Его недостаток может способствовать перегреву силового агрегата.
Чем опасен избыток масла?
Повышенный уровень смазки в системе создает дополнительную нагрузку на масляный насос, сальники, прокладки, а также приводит к пенообразованию жидкости. При работе мотора в таком режиме создается чрезмерное давление, которое выдавливает излишек жидкости через резиновые уплотнители. Дальнейшая эксплуатация в таком режиме приводит к повреждению сальников и прокладок, замена которых потребует разборки мотора.
Как правильно проверять уровень масла в двигателе?
На первый взгляд, что может быть проще, чем проверить уровень смазки в двигателе? Но, как показывает практика, не все автолюбители знают, как правильно это сделать.
Контролировать уровень смазки следует не реже, чем каждые 500 км пробега авто. В идеальном варианте — перед каждой поездкой, но если система герметична, то периодичность можно увеличить.

Существуют два основных метода проверки уровня смазки в картере — это с помощью щупа и контрольного датчика, расположенного на панели приборов (бортовом компьютере). Наиболее точный способ — это проверка с помощью щупа, который представляет собой металлический прут, утопленный в картер двигателя. На нем нанесены две отметки — MIN (L) и MAX (F). Количество масла должно находиться между этими двумя значениями. Проверку лучше делать после ночной стоянки, но только если на улице не морозная погода. На горячем моторе проверить количество смазывающей жидкости можно после короткой паузы на заглушенном двигателе (достаточно 10 минут). За это время успеет стечь масло в поддон.
Инструкция по проверке щупом
Проверка масла с помощью щупа выглядит следующим образом:
-
Установите автомобиль на ровную площадку. Дайте постоять автомобилю на неработающем моторе не менее 10 минут.
-
Откройте капот и вытяните щуп.
-
Протрите его чистой ветошью и снова вставьте плотно на место.
-
Снова извлеките щуп. Уровень смазки должен находиться между отметками MIN (LOW) и MAX (FULL).
-
Вставьте обратно щуп.
Никогда не вытаскивайте щуп на работающем двигателе во избежание попадания горячего масла на кожу.
Точное количество смазки в картере указывается в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Если нет технической документации, то эту информацию можно найти на официальном сайте автопроизводителя или узнать в автосервисе. Существует также метод определения, исходя из рабочего объема силового агрегата (см. таблицу ниже).
Объем двигателя (л) |
Количество масла в системе (л) |
1.5 |
3.2 – 4.0 |
1.6 |
3.3 – 4.2 |
1.8 |
3.6 – 4.3 |
2.0 |
3.9 – 4.5 |
2.2 |
4.0 – 5.6 |
2.5 |
4.0 – 5.8 |
3.0 |
4.5 – 7.7 |
4.0 |
7.0 – 8.7 |
Рекомендуется всегда иметь в запасе небольшое количество моторного масла — достаточно канистры объемом один литр
Как определить состояние моторного масла?
Изменение консистенции или цвета смазывающей жидкости может указывать на технические проблемы с силовым агрегатом, системами охлаждения и питания. При выявлении нижеуказанных признаков обратитесь к специалистам автосервисам и проведите диагностику авто.
-
Неоднородная консистенция. Такая ситуация может быть связана с попаданием других жидкостей в систему смазки (антифриза, бензина, солярки, воды). В нормальном состоянии масло должно иметь однородную консистенцию.
-
Масло стало похожим на карамель. При обнаружении карамельного цвета на щупе есть вероятность попадания антифриза (охлаждающей жидкости) в систему смазки. Такое часто происходит из-за нарушения герметичности прокладки ГБЦ или повреждения (трещины) в рубашке охлаждения.
-
Масло приобрело молочный оттенок. Наличие сгустков белого цвета на щупе свидетельствуют о попадании в систему смазки антифриза или воды.
-
Наличие металлической стружки на щупе. Появление металлических сколов может свидетельствовать о повреждении деталей двигателя или масляного насоса.
-
Нехарактерный запах масла. При проверке жидкости может обнаружиться запах гари — это один из признаков того, что мотор был перегрет. Если чувствуется запах бензина или солярки, то это сигнализирует о попадании топлива в систему смазки, а значит, требуется немедленная диагностика в автосервисе.
Далее перечислены ситуации, когда изменения состояния жидкости является нормой.
-
Работавшее масло потемнело. В процессе работы мотора смазка подвергается температурным перепадам и окислению, что приводит к потемнению жидкости. Часто это можно заметить, когда подходит срок замены смазки или фильтрующий элемент загрязненный.
-
Работавшее масло стало быстро черным. Указанная ситуация часто возникает в дизельных моторах, что не является проблемой. Другой распространенной причиной может быть загрязненный фильтр.
-
Выросла вязкость. Изменение вязкости часто связано с температурой. В холодную погоду смазка густая и вязкая, а в жаркую — наоборот, жидкая.
-
Работавшее масло слегка поменяло цвет на красный, желтый и др. В современные смазочные материалы добавляют различные присадки, что позволяет улучшить их характеристики. Из-за этого жидкость может немного изменить свой цвет, что также является нормой.
На работающем моторе невозможно определить состояние смазывающей жидкости, но существует косвенный признак, указывающий на его низкое качество — это стук гидрокомпенсаторов. Часто при замене смазки этот стук пропадает.
Как проверить масло в двигателе зимой?
Низкая температура воздуха требует немного иного подхода при проверке смазки в движке из-за того, что жидкость в этот период становится густой. Процесс проверки выглядит следующим образом:
-
Запустите мотор и прогрейте его до рабочей температуры.
-
Заглушите машину и подождите, пока смазка стечет в поддон. Достаточно 5-10 минут.
-
Далее проверьте уровень обычным способом, который был описан выше.
Проверка смазывающей жидкости при наличии датчиков уровня
Современные автомобили оснащаются электронными датчиками контроля уровня и давления смазки в системе, а также индикатором аварийного давления (символ желтой масленки). Датчик контроля уровня показывает, сколько приблизительно жидкости в картере осталось, а контроллер аварийного давления (лампочка с масленкой) загорается при падении давления в системе.
В большинстве случаев электронные индикаторы дают точную информацию, но нередки сбои в электронике, из-за которых автовладелец может не заметить низкий уровень смазки. Датчики также не показывают качество самой жидкости, которое может свидетельствовать о поломке мотора. Исходя из этого, при наличии масляного щупа, следует провести с помощью него проверку смазки в двигателе.
Итоги
Проверка масла в авто — это простая процедура обслуживания двигателя, которую необходимо проводить регулярно. Количество смазки в системе на современных авто показывают электронные индикаторы на панели приборов, но уровень также можно проверить с помощью масляного щупа (если есть). На «здоровье» силового агрегата негативно влияет как недостаток, так и избыток масла, а также качество самой жидкости. При возникновении трудностей с проверкой смазки в двигателе лучше проконсультироваться со специалистами автосервиса.
Другие новости
Teboil на выставке CTT EXPO

Дни Скорости на Льду Байкала
