Что означает щелочное число моторного масла?

04.03.2025
Когда мы говорим о моторном масле, мы часто обращаем внимание на такие характеристики, как низкотемпературная вязкость, сульфатная зольность и прочие. Но есть еще один важный параметр, который играет ключевую роль — щелочное число.
Под действием высоких температур в камере сгорания двигателя образуются различные агрессивные компоненты: неорганические оксиды и кислоты азота, серы (продукты сгорания топлива), органические кислоты (продукты разложения масла) и пр. Они могут снизить эксплуатационный ресурс смазочного материала, привести к образованию отложений на деталях двигателя и коррозионному разрушению металлических поверхностей. Одна из задач присадок, входящих в состав моторного масла, - нейтрализация данных кислых соединений. Показатель, который отражает количество компонентов в масле, способных нейтрализовывать кислоты/кислотные оксиды, называется общее щелочное число (Total Base Number, TBN). Его значение указывается в миллиграммах гидроксида калия на грамм масла — мгКОН/г, и, соответственно, означает количество кислоты, выраженное эквивалентным количеством миллиграммов КОН, требуемым для нейтрализации осно́вных компонентов, присутствующих в 1г образца масла).

Щелочность масла обеспечивается по большей части моюще-диспергирующими присадками. Например: сульфонатами и фенолятами кальция, салицилатами кальция и магния, др. Компоненты этих присадок, вступая в химическую реакцию с кислотами и кислотными оксидами, нейтрализуют их.

Запас щелочности в масле может отличаться в зависимости от области применения продукта и типа используемого топлива. Для газового, бензинового двигателя легковых автомобилей, как правило, требование к минимальному значению щелочного числа (на основании отраслевых спецификаций) не превышает 8 мгКОН/г. В полнозольных моторных маслах для тяжелонагруженного дизельного двигателя щелочное число составляет обычно 11-16 мгКОН/г. Для судового дизеля, работающего на остаточном топливе, щелочное число может достигать даже 140 мгКОН/г.

Наиболее распространённые методы измерения щелочного числа:

  • Потенциометрическое титрование ASTM D 2896 (титрантом служит хлорная кислота). С помощью данного метода учитывается вклад в нейтрализующие свойства масла как сильных, так и слабых оснований. Он считается более точным для определения общей щелочности свежего масла.
  • Потенциометрическое титрование ASTM D 4739 (титрантом служит соляная кислота (слабее хлорной кислоты). С помощью данного метода учитывается вклад в нейтрализующие свойства масла только сильных оснований. Данный метод более точно характеризует остаточную нейтрализующую способность работающего и отработанного масла.

Важно помнить, что измеренные при помощи различных методик значения ЩЧ не соотносятся между собой.

D 2896

(потенциометрический)

D 4739

(потенциометрический)    

Хлорбензол + Ледяная уксусная кислота  Изопропанол + Хлороформ + Толуол + Вода
Хлорная кислота  Соляная кислота
- скорость

- хорошая сходимость

- титрует слабые основания

- хорошая сходимость
- полученные результаты могут быть завышены - использование хлороформа

- не подходит для значений >70





В процессе эксплуатации смазочного материала происходит срабатывание нейтрализующих присадок и, как следствие, понижение щелочного числа. Скорость истощения данных присадок зависит от скорости образования продуктов сгорания в камере сгорания; интенсивности прорыва газов в картер, т.е. от конструкции и состояния двигателя; режимов нагружения двигателя; качества топлива, качества процессов сгорания (состояния ЦПГ, технического состояния топливной аппаратуры, регулировки фаз топливоподачи др.); уровня загрязнения масла топливом; уровня обводнения масла. Есть ряд процессов, которые могут ускорить снижение щелочного числа:


  • использование топлива с повышенным содержанием серы;
  • несоблюдение рекомендованных интервалов замены масла и последующее смешение свежего масла с продуктом предыдущей эксплуатации;
  • неисправность в работе двигателя, вызывающая его перегрев;
  • присутствие в масле значительного количества металлов износа (медь, железо). Данные металлы выступают в качестве катализаторов и способствуют окислению масла;
  • присутствие в масле воды, она также ускоряет процесс окисления моторного масла.

Как правило, изготовители техники требуют сохранения запаса щелочности масла не ниже 50% (реже 60%) от уровня свежего масла. В ряде исключений требование производителя техники — запас щелочности работающего масла не ниже 3 мгКОН/г.
Teboil представляет сервисную линейку масел Diamond Professional для станций технического обслуживания
14.08.2025
Teboil представляет сервисную линейку масел Diamond Professional для станций технического обслуживания
Международный бренд Teboil представляет новую линейку высокотехнологичных синтетических моторных масел последнего поколения.
Teboil – партнер проекта «Путеводитель по России» от Auto.Mail.ru
30.07.2025
Teboil – партнер проекта «Путеводитель по России» от Auto.Mail.ru
Teboil стал партнером уникального проекта «Путеводитель по России», созданного платформой Auto.Mail.ru